|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа (А)


Когда Бог хотел дать людям закон, Он избрал между собой и людьми праведного Моисея. И Моисей, чтобы беседовать с Богом, поднялся на гору Синай. Не с народом остался Моисей, а, покинув его у подошвы горы, поднялся вверх один. Зачем он это сделал? Почему было ему не беседовать с Богом, оставаясь среди народа? Думаю, потому, что народ мешал ему сосредоточиться. Где народ, там суета, а суета заглушает голос души человеческой. Трудно быть с Богом, оставаясь среди людей, и мы, по примеру праведного Моисея, оторвемся от суеты и молвы людской, пойдем на Синай.
Хорошо там! Хорошо быть с Господом! А на Фаворе с Христом-Спасителем, пожалуй, еще лучше. Так хорошо там было, что апостолу Петру захотелось остаться там навсегда. Господи, добро нам зде быти! Сотворим три сени... (Мф. 17, 4). Хорошо на Фаворе – и идут туда многие, многие люди. Кто до полугоры добрался в этой жизни, кто немного поднялся, а кого смерть застала при начале подъема. И все они Божии. Есть и такие, что тянутся к Фавору, хотят начать восходить на него, да так у них выходит, что сделают они шаг вперед, да два назад. Так и не хватает у них силы идти вперед. Но и этих спасает Господь. Силен Он покрыть немощь стремящихся к Нему людей. Силен Он их перенести и не на два шага вперед, а довести до вершины горы. Только бы двигаться, а не стоять на месте, как рассердившиеся гуси. Бывает, что эти птицы, что-то по-своему болтая, топчутся на одном месте, не сходя с него. Так и некоторые люди. И среди них многие писатели. Пушкин, например. Бывали у него минуты просветления, рвался он к небу, и фантазия несколько приподнимала его над толпой, но привычка повиновения своим страстям притягивала его к земле. И как орел с перебитыми крыльями, рвался он к небу, но полз по земле...
Страшно так жить! Нужно идти на Фавор! Но помнить надо, что путь на Фавор один: через Голгофу – другой дороги нет.
Устремляясь к жизни с Богом, надо приготовиться ко многим скорбям.
Аминь.

Беседа (В)


Для тех, кто не бывал на прежних беседах, будет новостью то, что я сейчас скажу: у художников в душе есть всегда жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма.
Пушкин был аскет в душе и стремился в монастырь, что и выразил в своем стихотворении “К жене” . И той обителью, куда стремился он, был Псково-Печерский монастырь.
Совсем созрела в нем мысль уйти туда, оставив жену в миру для детей, но сатана не дремал, и не дал осуществиться этому замыслу.
Замечу вообще, что стоит кому-нибудь принять твердое решение уйти в монастырь, как сатана начинает против него ряд козней. Отсюда прямо видим, что монашество для сатаны вещь не весьма приятная. Конечно, про нас, монахов последних времен, нельзя сказать, чтобы мы вели особенно деятельную борьбу с врагом – какие уж мы монахи! Но все же боремся, как можем. А в миру эта борьба давно забыта, сатана диктует законы миру и мир слепо идет за ним. Не подумайте, что, говоря так, я зову вас в монастырь. Нет! Я хочу только сказать, что и живя в миру, не нужно забывать Бога, не нужно терять общения с Ним – а пока не порвана связь, не нарушено Богообщение – жива душа человека, хотя бы и впал он в грехи...
Когда же связь порывается, душа умирает. Казалось бы, какое противоречие: душа безсмертна, а я говорю о смерти ее. Поясню примером.
Приезжает ко мне девушка лет девятнадцати, лета еще как будто не старые, а говорит, что жизнь потеряла для нее смысл, так как умер человек, которого она любила всем существом своим. Он умер, а она осталась совсем одна.
– Одна... да в Бога-то веру вы не потеряли?
– Нет, в Бога я верю... Но поймите, он умер, кого я любила больше всего в мире...
И в разговоре выясняется, что “умер” надо понимать не буквально, что этот человек жив, но он изменил ей, надсмеявшись над ее любовью, бросил ее. Для этой девушки он, действительно, умер, хотя, может быть, они и на улице встречаются, и видит она его.
Так и душа может умереть для Бога, потому что, когда нарушается Богообщение, тогда душа перестает существовать для Бога. Но и такую умершую душу силен Бог воскресить и спасти.
Была у меня здесь и еще одна девушка. Она из купеческой семьи, обладающей колоссальными средствами. Враг когда хочет погубить душу, начинает с того, что выкрадывает у нее веру в Бога, чтобы пресечь общение с Ним тогда она оказывается целиком в его руках. И на эту девушку устремил он свои стрелы. Орудием его оказался один человек, молодой по летам, но старый по развращенности и порокам своим. И этого человека полюбила она, а он начал с того, что украл у нее веру в Бога. Ведь это так легко: “Кто это видел? Как можно тому верить? Все это суеверные бредни”.
И довел ее до того, что вера стала в ее глазах всего лишь пустым предрассудком невежественных людей. А дальше... дальше он заставил уверовать в законность свободной любви, и развратил ее совершенно, а потом и бросил. Она дошла до такого состояния, что чуть не решилась покончить с собой. Но Бог силен спасти и такую душу и Он спас ее, так как в душе ее всегда тлела искра стремления к небу, к какому-то, ею самой не сознаваемому идеалу.
Художница в душе, она очень любила музыку, особенно минорную, и звуки ее навевали ей мысли о Боге. Ее извратитель этого не любил, и часто насильно захлопывал крышку рояля, протестуя против этих, как он выражался, “телячьих нежностей”. Ему, бурсаку по происхождению, присуща была больше грубость; эта-то грубость вместе с врожденной тоской и стремлением к Богу, которое жило в душе девушки, и спасло ее – теперь она спасена. Приехала она сюда, обновилась душой, а теперь вышла замуж за хорошего человека.
Вот этой-то искоркой стремления к Богообщению и надо дорожить, не давая окружающему мраку погасить ее. Опять повторяю: лучшие наши писатели стремились к Богу, хотя теперь как-то забыли об этом, и студенчество сейчас ничего не читает, а о Шекспире и Пушкине и понятия не имеют. А эти писатели могли бы поднять их от будничной серой, обыденной жизни и привести к Богу. Впрочем, надо сказать, что такое чтение хотя и может довести до мыслей о небе, поведет оно, так сказать, окольными путями. Лучше же избрать прямую дорогу, которая открыта перед нами, лучше читать творения св. Отцов Церкви, Жития святых.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .